Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
(далее – Программа) составлена на основе:
–
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской̆ Федерации»,
–
Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»,
–
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287,
–
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413,
–
Федеральной образовательной программы основного общего образования
(далее – ФОП ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370,
–
Федеральной образовательной программы среднего общего образования
(далее – ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371,
–
Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее»
по профессиональной ориентации обучающихся 10 класса образовательных
организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования,
–
Методических рекомендаций по реализации Единой модели
профессиональной ориентации обучающихся 10 класса образовательных
организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования.
В Стратегии развития воспитании в Российской Федерации на период до
2025 года1 одним из направлений является трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством
«воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Настоящая Программа разработана с целью реализации комплекснойи
систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на
основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее»
(далее – проект).
Согласно требованиям ФГОС общего образования, реализация
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования предусмотрена через урочную и внеурочную деятельность.
План внеурочной деятельности наряду с учебным планом является
обязательной частью образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования и формируется с учетом интересов
обучающихся и возможностей образовательной организации.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения
основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии
с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями
экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными
особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками
и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны;
знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего
профессионального образования в стране; создание условий для развития
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденная Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
1
универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание
условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности
адекватно оценивать свои силы и возможности.
На занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов
и потребностей обучающихся целесообразно отводить один академический час
(далее – час) в неделю (34 часа в учебный год).
Содержание Программы учитывает системную модель содействия
самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную
на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего,
практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к
формированию готовности к профессиональному самоопределению.
Программа должна, в том числе, обеспечивать информированность
обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности,
в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах
на местном, региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной
ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых
общеобразовательными организациями.
В целях реализации Программы должны создаваться условия, обеспечивающие
возможность развития личности, ее способностей, удовлетворения образовательных
потребностей и интересов, самореализации обучающихся.
Информационно-образовательная среда образовательной организации должна
обеспечивать, в том числе информационное сопровождение проектирования
обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального
самоопределения.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению
(далее – ГПС) обучающихся общеобразовательных организаций.
Задачи:
–
содействие профессиональному самоопределению обучающихся
общеобразовательных организаций;
–
формирование рекомендаций для обучающихся по построению
индивидуального образовательно-профессионального маршрута в зависимости
от интересов, способностей, доступных им возможностей;
–
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективнымии
востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
–
формирование у обучающихся навыков и умений, необходимых для
осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретенияи осмысления
профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов
территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки
успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования
индивидуального образовательно-профессионального маршрута и ее адаптация
с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
–
формирование ценностного отношения к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия– мои горизонты» в
плане внеурочной деятельности.
Настоящая Программа является частью образовательных программ основного
и среднего общего образования и состоит из:
–
планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности,
–
содержания курса внеурочной деятельности,
–
тематического планирования.
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач
при переходе обучающихся с 6 по 11 классы.
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 10 класса
среднего общего образования.
Программа рассчитана на 34 часа (ежегодно).
Программа состоит из занятий разных видов – профориентационных
(тематических), отраслевых, практико-ориентированных и иных.
Программа для каждого класса может быть реализована в течение одного
учебного года со школьниками 10 класса, если занятия проводятся 1 раз в неделю,в
течение учебного года в периоды: сентябрь – декабрь, январь – май.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
Личностные результаты
Для ФГОС ООО:
В сфере гражданского воспитания:
–
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
–
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
–
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
–
ценностное отношение к достижениям своей Родины
– России
и собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам
и трудовым достижениям народа.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора.
В сфере эстетического воспитания:
–
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
–
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения для представителей многих профессий;
–
стремление к творческому самовыражению в любой профессии;
–
стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду
вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник
планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
–
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
–
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
–
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным
необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
–
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
–
осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе;
–
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
–
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
–
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
–
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
–
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
–
осознанный выбор и построение индивидуального образовательно-
профессионального маршрута и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
–
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
–
осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту
или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого
ущерба;
–
осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя
в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
–
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
–
овладение основными навыками исследовательской деятельности
мира;
в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели
индивидуального и коллективного благополучия.
Для ФГОС СОО:
В сфере гражданского воспитания:
–
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
–
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества.
В сфере патриотического воспитания:
–
осознание духовных ценностей российского народа;
–
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
–
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
–
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности.
В сфере эстетического воспитания:
–
способность воспринимать различные виды искусства, традициии
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
–
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
–
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда и общественных отношений.
В сфере трудового воспитания:
–
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
–
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
–
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
– сформировать способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни.
В сфере экологического воспитания:
–
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем;
–
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
–
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества.
В сфере ценности научного познания:
–
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
–
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
–
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире.
Метапредметные результаты
Для ФГОС ООО:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
–
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
–
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
–
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
–
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
–
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
–
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
–
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
–
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
–
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
предназначенную для остальных обучающихся по Программе.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями:
–
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями
и условиями общения;
–
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
–
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
–
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
–
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачии
поддержание благожелательности общения;
–
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
–
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
–
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
–
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
–
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
–
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
–
делать выбор и брать ответственность за решение;
–
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
–
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
–
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
–
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
–
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
–
уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивыи
намерения другого.
Для ФГОС СОО:
В сфере овладения универсальными познавательными действиями:
–
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
–
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
–
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
–
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
–
использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
–
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов.
В сфере овладения универсальными коммуникативными действиями:
–
владеть различными способами общения и взаимодействия;
–
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
–
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
–
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
–
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным;
–
работы;
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
–
принимать цели совместной деятельности, организовыватьи
координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной
работы.
В сфере овладения универсальными регулятивными действиями:
– осуществлять познавательную деятельность, выявлятьпроблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
–
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение;
–
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
–
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
–
оценивать приобретенный опыт.
Содержание курса по профориентации «Россия – мои горизонты»
Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои
достижения» (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях страны. Разделение
труда как условие его эффективности. Разнообразие отраслей.
Цели и возможности курса «Россия - мои горизонты», виды занятий,
основныеобразовательные формы, правила взаимодействия.
Платформа «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/ , возможности личного
кабинета обучающегося.
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой своё
будущее» (1 час)
Различные жизненные сценарии и профессиональные пути
после окончания школы;
Персональный карьерный путь – выбор и развитие;
Приемы построения маршрутов карьерного развития;
Выбор образовательной организации: образовательной организации высшего
образования (ООВО), профессиональной образовательной организации (ПОО) как
первого шага для формирования персонального образовательно- профессионального
маршрута.
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» (1 час)
Составляющие готовности к профессиональному выбору, особенности
диагностик для самостоятельного прохождения на платформе «Билет в будущее»
https://bvbinfo.ru/.
Учащиеся проходят диагностику по направлению «Мои интересы».
Тема 4. Россия аграрная: растениеводство, садоводство (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях аграрной сферы, актуальные задачии
перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги,их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основныепрофессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования. Рассматриваются такие направления как: полеводство, овощеводство,
садоводство, цветоводство, лесоводство.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
сфере сельского хозяйства. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отраслей сельского хозяйства.
Тема 5. Россия индустриальная: атомная промышленность (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике
нашей страны. Достижения России в сфере атомной промышленности, актуальные
задачи и перспективы развития. Крупнейший работодатель отрасли - корпорация
"Росатом", географическая представленность корпорации, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования.
Профессионально важные качества, характерные для профессий в атомной
отрасли и возможности построения карьеры. Возможности высшего
и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для
корпорации Росатом.
Тема 6. Практико-ориентированное занятие (1 час).
Занятие посвящено «формуле профессии» – схеме описания профессии,
созданной для облегчения поиска профессии по критериям: предмет
профессиональной деятельности, направление дополнительного образования,
условия работы, школьные предметы, личные качества, цели и ценности, а также
компетенции.
Тема 7. Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное
питание (1 час).
Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского хозяйства
в экономике нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях
аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы развития. Особенности
работодателей, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования. Рассматриваются такие направления, как пищевая промышленность
и общественное питание.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
аграрной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования
в подготовке специалистов для рассматриваемых отраслей.
Тема 8. Россия здоровая: биотехнологии, экология (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью рассматриваемых отраслей в экономике
нашей страны. Достижения России в отраслях «биотехнологии», «экология»,
актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей,
их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
здоровья. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для рассматриваемых.
Тема 9. Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба
спасения, охрана (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью служб безопасности в экономике нашей
страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях, актуальные задачи
и перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования. Рассматриваются такие направления, как полиция, противопожарная
служба, служба спасения, охрана.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
службах безопасности. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для рассматриваемых отраслей.
Тема 10. Практико-ориентированное занятие (1 час).
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях
и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор):
– пищевая промышленность и общественное питание;
– биотехнологии и экология.
Тема 11. Россия комфортная: транспорт (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи
и перспективы развития. Крупнейшие работодатели в отрасли «Транспорт», их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
сфере отрасли. Возможности высшего и среднего профессиональногообразования в
подготовке специалистов для отрасли.
Тема 12. Россия здоровая: медицина и фармация (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей
страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие
направления, как медицина и фармация.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
здравоохранения. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отраслей медицина и фармация.
Тема 13. Россия деловая: предпринимательство (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью деловой сферы в экономике нашей страны.
Достижения России в отрасли предпринимательства, актуальные задачии
перспективы развития. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие
направления, как предпринимательство.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
деловой сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для отрасли «предпринимательство».
Тема 14. Россия комфортная: энергетика (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью энергетики в экономике нашей страны.
Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития.
Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
энергетике. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для отрасли.
Тема 15. Практико-ориентированное занятие (1 час).
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях
и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор):
– транспорт и энергетика;
– медицина и фармация;
– предпринимательство.
Тема 16. Проектное занятие (1 час).
Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и выполнения
упражнений к более активному проектированию собственной деятельности и поиску
ответов на свои вопросы, связанные с профориентацией.
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство
с особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми
взрослыми).
В зависимости от возраста ученики готовят более узкий или более широкий
список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения
интервью.
Материалы занятия могут быть использованы учениками в самостоятельной
деятельности.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Моё будущее»
(1 час).
Личностные особенности и выбор профессии. Формирование представлений
о значимости личностных качеств в жизни человека и в его профессиональном
становлении.
Повышение мотивации к самопознанию, пониманию своих преимуществ
и дефицитов в рамках отдельных профессиональных обязанностей. Средства
компенсации личностных особенностей, затрудняющих профессиональное развитие
и становление.
Обсуждение темы универсальных компетенций, их влияние на
профессиональное становление профессионала.
Тема 18. Россия индустриальная: добыча и переработка (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике
нашей страны. Достижения России в изучаемых отраслях, актуальные задачи
и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования. Рассматриваются такие направления, как добыча и переработка.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
индустриальной сфере. Возможности высшего и среднегопрофессионального
образования в подготовке специалистов для отраслей добычии переработки.
Тема 19. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике нашей
страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность
в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
индустриальной сфере. Возможности высшего и среднегопрофессионального
образования в подготовке специалистов для легкой промышленности.
Тема 20. Россия умная: наука и образование (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные задачи и
перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в науке
и образовании. Возможности высшего и среднегопрофессионального образования в
подготовке специалистов для изучаемых отраслей.
Тема 21. Практико-ориентированное занятие (1 час).
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях
и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор):
– добыча и переработка, легкая промышленность;
– наука и образование.
Тема 22. Россия индустриальная: тяжелая промышленность,
машиностроение (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью тяжелой промышленностии
машиностроения в экономике нашей страны. Достижения России в тяжелой
промышленности и машиностроении, актуальные задачи и перспективы развития.
Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
индустриальной сфере. Возможности высшего и среднегопрофессионального
образования в подготовке специалистов для тяжелой промышленности и
машиностроения.
Тема 23. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплексав
экономике нашей страны. Достижения России в отраслях военно-промышленного
комплекса, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели,
их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
отрасли. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для военно-промышленного комплекса.
Тема 24. Практико-ориентированное занятие (1 час).
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях
и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор):
– тяжелая промышленность и машиностроение;
– военно-промышленный комплекс.
Тема 25. Россия умная: программирование и телекоммуникации (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью программирования и телекоммуникаций
в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях программирования
и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели,
их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
программировании и телекоммуникации. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых
отраслей.
Тема 26. Россия комфортная: строительство и архитектура (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью строительства и архитектуры в экономике
нашей страны. Достижения России в отраслях строительства и архитектуры,
актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
изучаемых отраслях. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отраслей строительства и архитектуры.
Тема 27. Практико-ориентированное занятие (1 час).
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях
и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор):
– программирование и телекоммуникации;
– строительство
и архитектура.
Тема 28. Россия социальная: сервис и туризм (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в экономике нашей
страны. Достижения России в сервисе и туризме, актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
социальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отраслей сервиса и туризма.
Тема 29. Россия креативная: искусство и дизайн (1 час).
Знакомство обучающихся с ролью креативной сферы в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях искусства и дизайна, актуальные задачи
и перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги,их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
креативной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для искусства и дизайна.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час).
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях
и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор):
– сервис и туризм;
– искусство и дизайн.
Тема 31. Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью животноводства, селекции и генетики
в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых, актуальные задачи
и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессиии
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
сельского хозяйства. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для животноводства, селекции и генетики.
Тема 32. Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона
(1 час).
Знакомство обучающихся с отраслями «вооружённые силы, гражданская
оборона» в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях,
актуальные задачи и перспективы развития. Государство как работодатель,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры.
Возможности высшего и среднего профессионального образованияв
подготовке специалистов для вооруженных сил и гражданской обороны.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час).
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целяхи
ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях
образования.
На материале профессий из отраслей (на выбор):
– животноводство, селекция и генетика;
– вооруженные силы, гражданская оборона.
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час).
Итоги изучения курса за год. Что было самым важные и впечатляющим. Какие
действия в области выбора профессии совершили ученики за год (в урочной и
внеурочной деятельности, практико-ориентированном модуле, дополнительном
образовании и т. д.).
Самооценка собственных результатов.
Оценка курса обучающимися, их предложения.
Тематическое планирование
Таблица 1 – Тематическое планирование
№
п/п
Тема, раздел курса
Вид занятия
Основное содержание
1.
Тема 1. Установочное
занятие «Моя Россия
– мои горизонты, мои
достижения» (1 час)
Установочное
2.
Тема 2. Тематическое
профориентационное
занятие «Открой свое
будущее» (1 час)
Тематическое
профориентационное
Россия – страна безграничных
возможностей и профессионального
развития. Познавательные цифры и
факты о развитии и достижениях
страны. Разделение труда как условие
его эффективности. Разнообразие
отраслей.
Цели и возможности курса “Россия мои горизонты”, виды занятий,
основные образовательные формы,
правила взаимодействия.
Платформа «Билет в будущее»
https://bvbinfo.ru/,
возможности
личного кабинета обучающегося.
Три базовые компонента, которые
необходимоучитывать при выборе
профессии:
– «ХОЧУ» – ваши интересы;
– «МОГУ» – ваши способности;
– «БУДУ» – востребованность
обучающегося на рынке
– труда в будущем.
. Структура высшего образования,
УГСН.Варианты образования и
карьерного пути
№ п/п
Тема, раздел курса
Вид занятия
3.
Тема 3. Тематическое
профориентационное
занятие «Познаю
себя» (1 час)
Тематическое
профориентационное
4.
Тема 4. Россия
аграрная:
растениеводство,
садоводство (1 час)
Отраслевое
Основное содержание
как первого шага для
формирования персонального
образовательно-профессионального
маршрута.
Составляющие
готовности
к
профессиональному
выбору,
особенности
диагностик
для
самостоятельного прохождения на
платформе «Билет в будущее»
https://bvbinfo.ru/
Диагностика «Мои интересы».
Диагностика «Мои ориентиры».
Знакомство обучающихся с ролью
сельского хозяйства в экономике
нашей страны. Достижения России в
отраслях аграрной сферы,
актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели:
агрохолдинги, их географическая
представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание
профессиональной деятельности.
Вариантыпрофессионального
образования.
Рассматриваются такие направления
как: полеводство, овощеводство,
садоводство,цветоводство,
лесоводство.
5.
Тема 5. Россия
индустриальная:
атомная
промышленность(1
час)
Отраслевое
6.
Тема 6. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Практико-ориентированное
Знакомство обучающихся с ролью
атомной промышленности в
экономике нашей страны.
ДостиженияРоссии в сфере атомной
промышленности, актуальные задачи
и перспективы развития.
Крупнейший работодательотрасли корпорация "Росатом",
географическаяпредставленность
корпорации, перспективная
потребностьв кадрах. Основные
профессии и содержание
Профессиональной
деятельности.Варианты
профессионального образования.
Профессионально важные качества,
характерныедля профессий в
атомной отрасли и возможности
построения карьеры. Возможности
высшего и среднего
профессионального образования в
подготовкеспециалистов для
корпорации Росатом.
Занятие посвящено «формуле
профессии» - схеме описания
профессии, созданной для
облегчения поискапрофессии по
критериям: предмет
профессиональнойдеятельности,
направление дополнительного
образования,условия работы,
школьные предметы, личные
качества,цели и ценности, а также
компетенции.
7.
Тема 7. Россия
аграрная: пищевая
промышленность и
общественное питание
(1 час)
Отраслевое
Профессионально
важные
качестваи особенности построения
карьеры в аграрной сфере.
Возможности высшего и среднего
профессионального образования в
подготовке специалистов
для рассматриваемых отраслей.
8.
Тема 8. Россия
здоровая:
биотехнологии,
экология (1 час)
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью
рассматриваемых отраслей в
экономике нашей страны.
Достижения Россиив отраслях
«биотехнологии», «экология»,
актуальныезадачи и перспективы
развития. Особенности
работодателей, их географическая
представленность,перспективная
потребность в кадрах. Основные
профессиии содержание
профессиональной деятельности.
Варианты профессионального
образования. Профессионально
важные
качества и особенности
построения карьеры в сфере
здоровья. Возможности высшего и
среднего профессионального
образования
в подготовке специалистов
для рассматриваемых.
9.
Тема 9. Россия
безопасная: полиция,
противопожарная служба,
служба спасения, охрана
(1 час)
Отраслевое
10.
Тема 10. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Практико-ориентированное
Знакомство обучающихся с ролью
служб безопасности в экономике
нашей страны. Достижения
Россиив рассматриваемых
отраслях, актуальные задачи и
перспективы развития.
Особенности работодателей, их
географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности.
Вариантыпрофессионального
образования. Рассматриваются такие
направления, как полиция,
противопожарная служба, служба
спасения, охрана.
Занятие
направлено
на
углубление
представлений о
профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в
тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания
от специалиста (в видеоролике или
в формате презентации, в
зависимостиот технических
возможностей образовательной
организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете
профессиональной деятельности,
условиях работы, личных качествах,
целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях,
особенностях образования.
На материале профессий из отраслей
(на выбор):
- пищевая промышленность и
общественное питание;
- биотехнологии и экология.
11.
Тема 11. Россия
комфортная:
транспорт (1 час)
Отраслевое
12.
Тема 12. Россия
здоровая: медицинаи
фармация (1 час)
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью
комфортной средыв экономике
нашей страны. Достижения России в
отрасляхкомфортной среды,
актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие
работодатели в отрасли
«Транспорт», их географическая
представленность,
перспективная
потребность в кадрах. Основные
профессии
и
содержание
профессиональной
деятельности.
Варианты
профессионального
образования.
Знакомство обучающихся с ролью
медицины и фармации в экономике
нашей страны. Достижения России в
этих отраслях, актуальные задачи и
перспективы развития. Работодатели,
их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание
профессиональной
деятельности.
Варианты
профессионального
образования. Рассматриваются такие
направления, как медицина и
фармация.
Профессионально
важные
качества и особенности построения
карьеры
в
сфере
отрасли.
Возможности высшего и среднего
профессионального образования в
подготовке
специалистов
для
отрасли.
13.
Тема 13. Россия
деловая:
предпринимательство(1
час)
Отраслевое
Знакомство обучающихся с
ролью деловой сферыв
экономике нашей страны.
Достижения России в отрасли
предпринимательства, актуальные
задачи и перспективы развития.
Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности.
Вариантыпрофессионального
образования. Рассматриваются такие
направления, как
предпринимательство.
Профессионально
важные
качестваи особенности построения
карьеры в деловой сфере.
Возможности высшего и среднего
профессионального образования в
подготовке специалистов для
отрасли
«предпринимательство».
14.
Тема 14. Россия
комфортная:
энергетика (1 час)
Отраслевое
15.
Тема 15. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Практико- ориентированное
Знакомство обучающихся с ролью
энергетики в экономикенашей
страны. Достижения России в
отрасли, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие
работодатели, их географическая
представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные
профессиии содержание
профессиональной деятельности.
Варианты профессионального
образования.
Профессионально
важные
качестваи особенности построения
карьеры в энергетике. Возможности
высшего и среднего
профессионального
образования в подготовке
специалистов для отрасли.
Занятие
направлено
на
углубление
представлений о
профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в
тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания
от специалиста (в видеоролике или
в
формате
презентации,
в
зависимости
от
технических
возможностей
образовательной
организации) и, благодаря их
выполнению,
уточняют
свои
гипотезы
о
предмете
профессиональной
деятельности,
условиях работы, личных качествах,
целях и ценностях профессионалов в
профессии,
их
компетенциях,
особенностях образования.
На материале профессий из отраслей
(на выбор):
- транспорт и энергетика;
- медицина и фармация;
- предпринимательство.
16.
Тема 16. Проектное
занятие (1 час)
Проектное
Обучающиеся
переходят
от
знакомства
с
информацией и
выполнения упражнений к более
активному
проектированию
собственной деятельности и поиску
ответов на свои вопросы, связанные с
профориентацией.
Занятие
посвящено
теме
«Поговори
с
родителями» и
предполагает
знакомство
с
особенностями
проведения
тематической беседы с родителями
(значимыми взрослыми).
В зависимости от возраста ученики
готовят более узкий или
более
широкий список вопросов для
беседы и знакомятся с правилами и
особенностями
проведения
интервью.
Материалы занятия могут быть
использованы
учениками
в
самостоятельной деятельности.
17.
Тема 17.
Профориентационное
тематическое занятие
«Мое будущее»(1
час)
Профориентационное
Личностные особенности и выбор
профессии. Формирование
представлений о значимости
личностных качеств в жизни
человека и в его профессиональном
становлении.
Повышение мотивации к
самопознанию, пониманию своих
преимуществ и дефицитов в рамках
отдельных профессиональных
обязанностей. Средства компенсации
личностных особенностей,
затрудняющих профессиональное
развитие и становление.
Обсуждение темы универсальных
компетенций,их влияние на
профессиональное становление
профессионала.
№ п/п
Тема, раздел курса
Вид занятия
Основное содержание
18.
Тема 18. Россия
индустриальная:
добыча и переработка
(1 час)
Отраслевое
19.
Тема 19. Россия
индустриальная:
легкая
промышленность (1час)
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью
отрасли добычи переработки в
экономике нашей страны.
Достижения России в изучаемых
отраслях, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие
работодатели, их географическая
представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание
профессиональной деятельности.
Вариантыпрофессионального
образования. Рассматриваются такие
направления, как добыча и
переработка.
Профессионально важные
качестваи особенности построения
карьеры в индустриальной сфере.
Возможности высшего и среднего
профессионального образования в
подготовкеспециалистов для
отраслей добычи и переработки.
Знакомство обучающихся с ролью
легкой промышленности в
экономике нашей страны.
ДостиженияРоссии в отрасли,
актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели, их
географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание
профессиональной
20.
Тема 20. Россия умная:
наука и образование
(1 час)
Отраслевое
21.
Тема 21. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Практико- ориентированное
деятельности. Варианты
профессионального образования.
Профессионально
важные
качестваи особенности построения
карьеры в индустриальной сфере.
Возможности высшего и среднего
профессионального образования в
подготовкеспециалистов для легкой
промышленности.
Знакомство обучающихся с ролью
науки и образованияв экономике
нашей страны. Достижения России в
отрасляхнауки и образования,
актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели, их
географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности.
Варианты профессионального
образования.
Профессионально важные
качестваи особенности построения
карьеры в науке и образовании.
Возможности высшего и среднего
профессионального образования в
подготовке специалистов для
изучаемых отраслей.
Занятие направлено на
углубление представлений о
профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в
тематике занятия из двух
возможных.
Обучающиеся получают задания
от специалиста (в видеоролике или в
22.
Тема 22. Россия
индустриальная:
тяжелая
промышленность,
машиностроение
(1 час)
Отраслевое
формате презентации, в зависимости
от технических возможностей
образовательной организации) и,
благодаря их выполнению, уточняют
своигипотезы о предмете
профессиональной деятельности,
условиях работы, личных качествах,
целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях,
особенностях образования.
На материале профессий из отраслей
(на выбор):
- добыча и переработка, легкая
промышленность;
- наука и образование.
Знакомство обучающихся с ролью
тяжелой промышленности и
машиностроения в экономике нашей
страны. Достижения России в
тяжелой промышленностии
машиностроении, актуальные задачи
и перспективы развития.
Крупнейшие работодатели, их
географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности.
Варианты профессионального
образования.
Профессионально важные
качестваи особенности построения
карьеры в индустриальной сфере.
Возможности высшего и среднего
профессионального образования в
подготовкеспециалистов для
тяжелой промышленности и
машиностроения.
23.
Тема 23. Россия
безопасная: военнопромышленный
комплекс (1 час)
Отраслевое
Знакомство обучающихся с ролью
военно-промышленногокомплекса в
экономике нашей страны.
Достижения Россиив отраслях
военно-промышленного комплекса,
актуальныезадачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели,
их географическая
представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные
профессиии содержание
профессиональной деятельности.
Варианты профессионального
образования.
Профессионально важные
качестваи особенности построения
карьеры в отрасли. Возможности
высшего и среднего
профессионального образования в
подготовке специалистов для
военно-промышленного комплекса.
24.
Тема 24. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Практико-ориентированное
25.
Тема 25. Россия умная:
программирование и
телекоммуникации
(1 час)
Отраслевое
Занятие направлено на
углубление представлений о
профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в
тематике занятия из двух
возможных.
Обучающиеся получают задания
от специалиста (в видеоролике или в
формате презентации, в зависимости
от технических возможностей
образовательной организации) и,
благодаря их выполнению, уточняют
своигипотезы о предмете
профессиональной деятельности,
условиях работы, личных качествах,
целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях,
особенностях образования.
На материале профессий из отраслей
(на выбор):
- тяжелая промышленность и
машиностроение;
- военно-промышленный комплекс.
Знакомство обучающихся с ролью
программированияи
телекоммуникаций в экономике
нашей страны. Достижения России
в отраслях программирования и
телекоммуникаций, актуальные
задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая
представленность, перспективная
потребность в кадрах.Основные
профессии и содержание
профессиональной деятельности.
26.
Тема 26. Россия
комфортная:
строительство и
архитектура (1 час)
Отраслевое
Варианты профессионального
образования.
Профессионально важные
качестваи особенности построения
карьеры в программировании и
телекоммуникации. Возможности
высшего и среднего
профессионального образования в
подготовке специалистов для
изучаемых отраслей.
Знакомство обучающихся с ролью
строительстваи архитектуры в
экономике нашей страны.
Достижения России в отраслях
строительства и архитектуры,
актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели,
их географическая
представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные
профессиии содержание
профессиональной деятельности.
Варианты профессионального
образования.
27.
Тема 27. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Практико- ориентированное
28.
Тема 28. Россия
социальная: сервиси
туризм (1 час)
Отраслевое
Занятие
направлено
на
углубление
представлений о
профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в
тематике занятия из двух возможных.
Обучающиеся получают задания
от специалиста (в видеоролике или
в
формате
презентации,
в
зависимости
от
технических
возможностей
образовательной
организации) и, благодаря их
выполнению,
уточняют
свои
гипотезы
о
предмете
профессиональной
деятельности,
условиях работы, личных качествах,
целях и ценностях профессионалов в
профессии,
их
компетенциях,
особенностях образования.
На материале профессий из отраслей
(на выбор):
- программирование
и
телекоммуникации;
- строительство и архитектура.
Знакомство обучающихся с ролью
изучаемых отраслейв экономике
нашей страны. Достижения России в
сервисе и туризме, актуальные
задачи и перспективы развития.
Крупнейшие работодатели, их
географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности.
Варианты профессионального
образования.
Профессионально важные
качества и особенности построения
карьеры в социальной сфере.
Возможности высшего и среднего
профессионального образования в
подготовке специалистов для
отраслей сервиса и туризма.
29.
Тема 29. Россия
креативная: искусствои
дизайн (1 час)
Отраслевое
30.
Тема 30. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Практико- ориентированное
Знакомство обучающихся с ролью
креативной сферыв экономике
нашей страны. Достижения России в
отрасляхискусства и дизайна,
актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие
работодатели: агрохолдинги, их
географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности.
Вариантыпрофессионального
образования.
Профессионально
важные
качестваи особенности построения
карьеры в креативной сфере.
Возможности высшего и среднего
профессионального образования в
подготовке специалистов для
искусства и дизайна.
Занятие направлено на
углубление представлений о
профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в
тематике занятия из двух
возможных.
31.
Тема 31. Россия
аграрная:
животноводство,
селекция и генетика(1
час)
Отраслевое
Обучающиеся получают задания
от специалиста (в видеоролике или
в формате презентации, в
зависимостиот технических
возможностей образовательной
организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете
профессиональной деятельности,
условиях работы, личных качествах,
целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях,
особенностях образования.
На материале профессий из отраслей
(на выбор):
- сервис и туризм;
- искусство и дизайн.
Знакомство обучающихся с ролью
животноводства, селекции и
генетики в экономике нашей страны.
Достижения России в изучаемых,
актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие
работодатели, их географическая
представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание
Профессиональной деятельности.
Вариантыпрофессионального
образования.
Профессионально важные
качестваи особенности построения
карьеры в сфере сельского
хозяйства. Возможности высшего и
среднего профессионального
образования в подготовке
специалистов для животноводства,
селекции и генетики.
32.
Тема 32. Россия
безопасная:
вооруженные силы,
гражданская оборона(1
час)
Отраслевое
Знакомство обучающихся с
отраслями «вооружённыесилы,
гражданская оборона» в экономике
нашей страны. Достижения России в
этих отраслях, актуальные задачии
перспективы развития. Государство
как работодатель, перспективная
потребность в кадрах. Основные
профессиии содержание
профессиональной деятельности.
Варианты профессионального
образования.
Профессионально
важные
качестваи особенности построения
карьеры. Возможности высшегои
среднего профессионального
образования в подготовке
специалистов для вооруженных сил
и гражданской обороны.
33.
Тема 33. Практикоориентированное
занятие (1 час)
Практико- ориентированное
Занятие направлено на
углубление представлений о
профессиях в изученных областях.
Педагогу предлагается выбор в
тематике занятия из двух
возможных.
Обучающиеся получают задания
от специалиста (в видеоролике или в
формате презентации, в зависимости
от технических возможностей
образовательной организации) и,
благодаря их выполнению, уточняют
своигипотезы о предмете
профессиональной деятельности,
условиях работы, личных качествах,
целях и ценностях профессионалов в
профессии, их компетенциях,
особенностях образования.
На материале профессий из отраслей
(на выбор):
- животноводство, селекция и
генетика;
- вооруженные силы, гражданская
оборона.